(Чертков-Васильев Павел Васильевич; 10.08.1782, Москва - 5.08.1853, Воронеж), архиеп. Воронежский и Задонский. Род. в семье диак. Василия Васильева, служившего в ц. св. Иоанна Предтечи на Лубянке; мать - Агриппина Михайловна, из духовного звания; родители похоронены в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре. У архиерея были братья Петр и Василий, к-рый обучался в московской Славяно-греко-латинской академии, и сестры Анна, Елена и Евдокия. Крещен 15 авг.; среди восприемников указан свящ. Григорий Гаврилов, служивший, вероятно, в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке.
С 1790 г. обучался в московской Славяно-греко-латинской академии; находился на иждивении «помещика Черткова» и получил его фамилию; «показал преимущественные успехи в поэзии, риторике, всеобщей истории, философии, богословии, греческом, французском и немецком языках». По окончании курса, 17 янв. 1803 г., оставлен в академии учителем низшего грамматического класса, 20 дек. 1805 г., при ректоре Моисее (Близнецове-Платонове), переведен в класс поэзии, 4 сент. 1808 г., при ректоре Сергии (Крылове-Платонове), назначен учителем риторики, высшего красноречия и всеобщей истории, также преподавал катехизис. По отзыву ректора Симеона (Крылова-Платонова) от 10 янв. 1810 г., Чертков «давно имел расположение к монашеству», но «все испытывал себя». Высокого мнения о Черткове был викарий Московской епархии Августин (Виноградский) (Восп. // Воронежские ЕВ. 1868. № 9. С. 284-286). 28 окт. 1810 г. в Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя Московском мужском монастыре пострижен в монашество с именем Парфений, в честь Парфения, еп. Лампсакийского, 30 окт. 1810 г. определен проповедником с оставлением в прежних учительских должностях, 13 июля 1811 г. указом Синода удостоен звания соборного иеромонаха Донского мон-ря. С 23 окт. 1810 г., после кончины архим. Геннадия (Шумова; † 21 окт. 1811), исполнял обязанности префекта академии и наставника философии, указом Синода от 25 нояб. 1811 г. утвержден в этой должности, 17 дек. того же года возведен в сан архимандрита московского Крестовоздвиженского мон-ря. Бывш. ректор академии архим. Сергий (Крылов-Платонов) писал П.: «Здешние владыки все надеются, что вы поправите недостатки, на которые жаловались при предместнике вашем. Такое доброе о вас мнение много значит; оправдать же оное зависит от вас,- в чем я и не сомневаюсь нимало» (Там же. С. 288).
1 сент. 1812 г., накануне вступления в Москву франц. войск, П. с содержимым ризницы Крестовоздвиженского мон-ря выехал в Вологду вместе с ректором архим. Симеоном, к-рый заведовал транспортом, отправлявшимся в Вологду от разных мон-рей (Розанов. 1871. С. 52); «пользовался милостями» управлявшего Вологодской епархией Евгения (Болховитинова) (Письма к митр. Серафиму // Владимирские ЕВ. 1878. Ч. неофиц. № 8. С. 201). Крестовоздвиженская обитель во время пребывания французов (2 сент.- 6 окт. 1812) была отдана под постой и разорена, но здания сохранились (Там же. Примеч. С. 24). По возвращении в Москву П. 14 февр. 1813 г. заново освятил на новом антиминсе верхнюю церковь собора Воздвижения Креста Господня и 15 авг. 1813 г.- на прежнем антиминсе придел равноап. Марии Магдалины в нижней Успенской ц. Указом от 14 июля 1813 г. Синод упразднил Крестовоздвиженскую обитель в числе неск. др. московских мон-рей (Там же. С. 31, 44). 14 окт. 1813 г. П. был назначен настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря.
С сент. 1813 г. продолжились занятия в Славяно-греко-латинской академии. В связи с ее предстоящим преобразованием по новому уставу архиепископ Московский Августин в донесении Комиссии ДУ рекомендовал кандидатуру П., отличавшегося «познаниями философскими» и «благонравием» (Орлов. 1882. С. 8). Несмотря на эту рекомендацию, 12 авг. 1814 г. ректором был утвержден архим. Симеон (Крылов-Платонов), инспектором - архим. Филарет (Гумилевский), а П. в тот же день назначен настоятелем Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, 19 авг. 1814 г.- ректором Вифанской ДС и профессором богословских наук. В это время в Вифанской семинарии обучались более 250 чел. Ревизовавший семинарию летом 1815 г. архим. Филарет (Дроздов) отметил, что П. «способен быть хорошим наставником в богословии», если «с помощию прилежания и опыта приобретет своим познаниям более основательности, а объяснением более точности. В управлении рачителен: но иногда жертвует снисхождению строгостию порядка» (Филарет. Собр. мнений и отзывов Т. 1. С. 300). 30 июля (21 сент.?) 1817 г. П. был назначен настоятелем ставропигиального Заиконоспасского монастыря, 21 сент. 1817 г.- ректором Московской семинарии, находившейся в Перервинском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре. Архим. Филарет (Дроздов) при ревизии летом 1818 г. заметил, что П. «показывает более зрелости в познаниях, нежели прежде. В управлении прежнее снисхождение едва ли не простирает до послабления» (Там же. С. 446). По предложению архим. Филарета (Дроздова) П. был избран действительным членом конференции при Московской академии. 17 июня 1819 г. именным Высочайшим указом П. назначен 2-м членом Московской Синодальной конторы с настоятельством в ставропигиальном Донском мон-ре и освобожден от педагогической деятельности. В числе учеников П. по академии и семинарии был его родственник, еп. Михаил (Добров), а также архиепископы св. Феодотий (Озеров) и Гедеон (Вишневский), направленные по ходатайству П. в 1819 г. в СПбДА. С этого времени началась переписка П. со свт. Филаретом (Дроздовым) (45 писем святителя к П. опубликованы: ПО. 1872. Авг. С. 28-32; Сент. С. 33-48; Окт. С. 49-53; Письма Филарета, митр. Московского // РА. 1899. С. 194-204) и со свт. Филаретом (Амфитеатровым), ректором МДА (Письма к Филарету (Амфитеатрову), бывш. архиеп. Ярославскому, а впосл. митр. Киевскому и Галицкому // Владимирские ЕВ. 1884. Ч. неофиц. № 15. С. 479-484; № 17. С. 544-550; № 18. С. 581-591; № 19. С. 622-625; № 21. 680-682; Письма Филарета, митр. Киевского и Галицкого // РА. 1899. Кн. 2. № 6. С. 204-208).
Различные должности и поручения при слабом от природы здоровье привели П. «в столь чувствительное изнеможение», что он собирался подать прошение об увольнении по болезни, и написал об этом архиеп. Тверскому Симеону (Крылову-Платонову), присутствующему в Синоде. Тот ответил: «Вам не для чего желать приюта в Тверской епархии, которая и для меня едва ли может дать спокойный уголок» (Восп. // Воронежские ЕВ. 1868. № 9. С. 289-290). Архиеп. Симеон до конца жизни состоял «в самых дружеских» отношениях с П. и покровительствовал ему. Когда весной 1821 г. предполагалось назначение П. на Тамбовскую кафедру, архиеп. Симеон отклонил его, написав министру духовных дел кн. А. Н. Голицыну, что П. «лучше поберечь» (Там же. С. 290). Вскоре обер-прокурор Синода кн. П. С. Мещерский подал представление о переводе епископа Владимирского Ксенофонта (Троепольского) в Каменец-Подольскую епархию и о назначении П. на Владимирскую кафедру.
21 авг. 1821 г. в Большом Успенском соборе П. был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского архиеп. Филаретом (Дроздовым) при участии архиеп. Ионы (Василевского), груз. архиепископов Пафнутия († 1823) и Досифея (Пицхелаури), епископа Дмитровского Афанасия (Телятева). Во 2-й пол. сент. 1821 г. П. покинул Москву, в к-рой провел почти 40 лет и был «своим, домашним, человеком в доме Нарышкиной»; также среди его знакомых - кн. С. М. Голицын, кн. И. М. Долгоруков, кн. А. Б. Голицын, гр. П. И. Апраксин и др. Долгоруков в соч. «Капище моего сердца» под датой 16 нояб. (день смерти дочери Евгении) написал «Парфений» и вспоминал «о сем добром и благочестивом служителе веры», к-рый «отпевал и предал земле тело меньшей дочери моей, Евгении, плакал вместе со мной, когда мне бывало грустно, и благодушествовал, когда Небо посылало мне отраду». По свидетельству князя, П. неоднократно служил в его домовой церкви, «никогда не льстил в глаза и обличал мои пороки в дружеской и сокровенной беседе» (Долгоруков. 1890. С. 257). При служении на Владимирской кафедре П. дважды приезжал в Москву для лечения.
25 дек. 1833 г. П. возведен в сан архиепископа. Поселившись во владимирском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре, он нашел архиерейский дом в неустроенном состоянии, без доходов и без имущества, в наличности имелось лишь 11 к. В 1850 г., после перевода П. в Воронеж, архиерейский дом был обеспечен ежегодными доходами ок. 5 тыс. р.: мельница на р. Нерли приносила доход до 2,5 тыс. р. серебром, Владимирское (Суздальское) подворье в Москве сдавалось в аренду за 2,5 тыс. р. серебром; имелись и др. доходы. В опекунском совете капитал архиерейского дома составлял более 8 тыс. р. серебром. При П. монастырский храм Рождества Пресв. Богородицы был покрыт белым железом, крестовая ц. Св. Троицы возобновлена и освящена епископом 14 нояб. 1828 г. В 30-х гг. XIX в. при кельях П. была устроена архиерейская домовая ц. Всех святых.
П. заботился о поддержании высоких нравственных принципов в поведении клириков, обращал внимание на это не только исходя из отчетов благочинных, но и по личным впечатлениям при встречах. В 1828 г. по распоряжению П. были составлены списки священников, опорочивших своим поведением сан, в 1831 и 1833 гг.- аналогичные списки диаконов, причетников, послушников и «неключенных учеников», в 1834 г. произведена перепись всех «духовных людей» муж. и жен. пола (Орлов. 1882. С. 18). В первые годы на Владимирской кафедре П. проявлял к клирикам требовательность и строгость «без милости». Но, познакомившись ближе с положением духовенства и принимая священников у себя дома, «стал милостив, приветлив, общителен и внимателен к нуждам духовных лиц» (Там же. С. 19-20). Заслуженных священников переводил из бедных приходов в состоятельные, на способных и трудолюбивых возлагал обязанности благочинных, в неурожайные годы помогал бедным и многодетным иереям. На награды был скуп; наперсные кресты и камилавки давались редко. Кандидатов в священники П. экзаменовал лично, в т. ч. по богословию, церковнослав. языку, пению, знанию богослужения. «Богословская система была написана самим владыкою,- система не обширная, но обильная цитатами из Священного писания» (Соловьёв. 1885. С. 355). Редкий брак кандидатов в священство обходился без участия П., за что его прозвали «всеобщим сватом» (Орлов. 1882. С. 30). Архиерей был большим любителем и знатоком пения, своих певчих берег и опекал, «устроил им невиданную ранее» во Владимире форменную одежду.
П. упорядочил ведение дел во Владимирской духовной консистории, увеличил жалованье служащим. В 40-х гг. XIX в. в епархии было более 1040 церквей, 20 мужских мон-рей, 7 жен. обителей, ок. 1300 священников; только в 1837 г. поставлены 50 священников, в 1839 г.- 60 священников и 92 диакона; число учащихся в ДС и ДУ в 1833 г. достигло 2874 чел. Вопрос о материальном обеспечении духовенства оставался предметом постоянных забот П.; в 1850 г. Владимирский попечительный комитет о бедных духовного звания, основанный П., имел более 300 тыс. р. ассигнациями. При П. был увеличен сиротский кружечный сбор.
П. лично курировал Владимирскую ДС, неск. раз писал в Синод о необходимости устройства в епархии 2-й семинарии, но в 1836 г. проект об открытии семинарии в Суздале был отвергнут властями по финансовым и иным причинам. Вместо этого предлагалось построить во Владимире еще один 3-этажный семинарский корпус. При штатном расписании с численностью 100 чел. во Владимирской ДС в годы управления П. обучались до 900 (в 1830 - 962) чел., причем почти 1/5 были сироты, т. е. состояли на казенном обеспечении. Пользуясь расположением митрополита Новгородского и С.-Петербургского Серафима (Глаголевского), П. не упускал случая писать о нуждах семинарии, об увеличении штатного оклада, напоминал ему, что уже неск. лет «производит» на священнические места др. епархий «одних только ученых», в т. ч. в Казанскую епархию (Письма митр. Серафиму // Владимирские ЕВ. 1878. № 13. С. 421). При этом П. беспрепятственно разрешал выход из духовного звания в светское. Так, с 1822 по 1840 г. из Владимирской ДС в высшие учебные заведения поступили 200 чел. При вступлении П. в управление епархией было 455 «ученых священников», а в 1840 г.- более 900 (Орлов. 1882. С. 44). Архиерей обращал внимание на недостатки в постановке семинарского образования и на устаревшие учебники: «А богословии классов нет, как нет? А дряхлого Баумейстера не сменяют вышеопытные? А сухий Бургий не на пенсии? А вместо ежедневных поучений и других книг духовных выхеренных (!!) из каталога никакой духовной пищи не приготовили? А старые переводы свв. Отцов о сю пору не дождутся от выспренной мудрости поновления? А магистерские и докторские кресты розданы? Не то же ли платье? Только наизнанку?» (Письма митр. Серафиму // Владимирские ЕВ. 1878. № 21. С. 624). П. составил краткие записки по догматическому богословию, списки к-рых переходили из рук в руки; студенты должны были знать их наизусть (Савва (Тихомиров). 1898. С. 176).
От семинарских преподавателей П. требовал регулярно произносить проповеди. Он любил посещать ежегодные экзамены, при нем были отменены приветственные стихи, именные канты и речи, зато вместе с губернатором гр. П. И. Апраксиным он нередко бывал на рекреационных гуляньях семинаристов в Марьиной роще, играл с ними в лапту. По воспоминаниям одного из учеников, на экзаменах избирались специальные декораторы для украшения зала цветами, листьями дуба и клена. «На полу пред кафедрой декораторы чертили мелом изображение ковра с замысловатою каймою, а в средине его рисовали храм премудрости, над ним - парящего орла с головою, обращенною к верху, откуда ниспадало сияние в лучах,- или вместо храма вензель епископа Парфения. По меловому рисунку мальчики выкладывали цветами, разщипывая их, где нужно, на самомалейшие кусочки; тени в цветах, по множеству и разнообразию их, подбирались изящно, так что ковер выходил - загляденье» (П. С. А. [Архангельский С.] Из восп. о Владимирских духовных (приходском и уездном) училищах и семинарии 1818-1832 гг. Владимир, 1875. С. 53-54). При неурожаях, в голодные годы, П. делился с семинарией запасами архиерейского дома: в 1848 г. велел выдать 100 пудов ржаной муки.
П. любил участвовать в крестных ходах, особенно из Успенского собора к Сергиевой ц. для встречи и проводов Боголюбской иконы Божией Матери (21 мая и 16 июня). Летом совершал поездки для обозрения епархии. 1 сент. 1829 г. в муромском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре возглавил чин переложения мощей св. князей Константина, Михаила и Феодора в новоустроенную серебряную раку. 4-5 июля 1839 г. П. участвовал в переносе останков кн. П. И. Багратиона (которые покоились у приходской церкви с. Симы Юрьевского у. Владимирской губ.) на Бородинское поле по Высочайшему распоряжению. 30 авг. 1841 г. П. совершил чин освящения Благородного пансиона при Владимирской губернской гимназии; в речи к воспитанникам призывал их быть «благоговейными пред Богом», а «благоговение вдохнет в вас благородную любознательность» (Неизданные проповеди. 1882. С. 378-383, 385, 386-387).
В апр. 1843 г. П. был вызван для присутствования в Синоде, но по состоянию здоровья ему разрешили остаться в епархии. 2 июля 1844 г. освятил вновь устроенный храм при Суздальской общественной Блохинской богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли мая печали» и во имя мучеников Василия, Капитона, Ефрема, Елпидифора и прочих, «в Херсоне епископствовавших». 24 авг. 1847 г. освятил обновленный имп. Николаем I Павловичем Димитриевский собор Владимира. На этой церемонии П. произнес речь о назначении человека, он живописал «делания великих князей из рода Мономахова» по созданию российской государственности и приводил др. примеры, как «падают опоры человеческие, без воли и благословения Божия!» (Там же. С. 388-403).
При П. в епархии были открыты 2 единоверческие церкви. При этом архиерей поручил каждому из наставников семинарии и некоторым духовным лицам составить проект «о действительных мерах» по прекращению раскола.
25 янв. 1842 г. П. рукоположил во священника к муромскому Богородицкому собору И. Тихомирова (впосл. архиеп. Савва). В числе воспитанников П.- прот. И. В. Рождественский (впосл. настоятель Малой ц. Мариинского дворца, преподаватель Закона Божия детям вел. кнг. Марии Николаевны), которого архиепископ «призрел» еще ребенком (в течение 3 лет он жил в архиерейском доме, затем обучался в семинарии и в СПбДА). В 1850 г. прот. /И. Рождественский прислал в благодарность П. свои «Речи, говоренные при выпуске в офицеры воспитанников Дворянского полка… с 1840-го по 1850-й год» (СПб., 1850) (Письмо прот. о. И. Рождественскому [и письмо Рождественского от 16 дек. 1850 г.] // Владимирские ЕВ. 1881. № 21. С. 641-645).
По отзыву А. И. Герцена, находившегося во Владимире в ссылке и бывавшего у П. дома, преосвященный был «умный, суровый и грубый старик; распорядительный и своеобычный, он равно мог быть губернатором или генералом… как все деловые люди, он понимал вопросы быстро, резко и бесился, когда ему толковали вздор или не понимали его», «он говорил о литературе, знал все новые русские книги, читал журналы» (Герцен А. И. Былое и думы. М., 1963. Т. 1. С. 322-323). П. благословил тайное венчание Герцена с Н. А. Захарьиной, совершившееся 9 мая 1838 г. в Казанской ц. за Золотыми воротами.
Долгое время благодаря протекции митр. Серафима (Глаголевского) П. по состоянию здоровья не переводили в др. епархии. «Как меня показать в другой епархии, когда здесь не могу большую часть года быть ни в процессиях духовных, ни в торжественных богослужениях, а служу в устроенной при келиях церкви?.. Здесь привыкли ко мне немощному; там давай архиерея со свежими силами» (Письма митр. Серафиму // Там же. 1878. № 22. С. 645). В нояб. 1840 г. П. писал митр. Серафиму: «Меня оскорбили слухи, пущенные по Москве и Петербургу, что будто редко священнодействую и мало занимаюсь делами. Живу как тунеядец. Я писал митр. Московскому, что прошлого года совершал Божест. Литургию 167 раз, следов., служил больше 2 раз каждую неделю… Что недаром служу, указал на факты: 1) что до поступления моего на епархию было ученых священников 455, ныне более 900; 2) прибыльная от свеч сумма от 27 тыс. рублей возвысилась до 54 тысяч; 3) накоплено для сирот и бедных духовного звания капитала с процентами более 170 тыс. (чего нет ни в одной епархии, кроме Московской); 4) Архиерейский дом принял в расстройстве, так, и крыша и двор на братских кельях провалился, наличных денег нашел 11 к., ныне все обстроено. В продолжение последних только трех лет, на скопленное в кружках употреблено на обстройку более 35 тыс.; за всем тем накоплено и имеется капитал 15 тыс. в сохранной казне» (Там же. 1879. № 4. С. 104). С ухудшением здоровья и ввиду преклонности лет П. неоднократно обращался к митр. Серафиму с просьбой открыть вик-ство в Суздале с проживанием викария в Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня монастыре. Впосл., оценивая деятельность П. во Владимире, свт. Филарет (Дроздов) замечал в письме обер-прокурору А. П. Ахматову от 15 марта 1863 г., что архипастырь «не сильно действовал, но привлекал к себе добродушием» (Филарет (Дроздов), свт. Письма к высочайшим особам и разным др. лицам. Тверь, 1888. Ч. 2. С. 165).
По положению епархиального архиерея П. состоял вице-президентом Владимирского комитета Российского библейского общества (РБО). Известна речь, произнесенная им 27 янв. 1821 г. во Владимирском отд-нии РБО (Девятый отчет Комитета РБО за 1821 г. СПб., 1822. С. 46-52). Убеждая слушателей изучать Слово Божие, П. говорил, что этому препятствует не недостаток времени, «но мятеж страстей греховных», для к-рых «строгость евангельского учения кажется несовместимою с теми обычаями, с тем образом жизни, который предписывает мир». Архиерей призывал «не бояться затруднений в познании истин, необходимых для спасения; они все понятны для сердец благочестивых», а непонятное предоставить «мудрейшим тебя», регулярно читать «притчи и премудрость Соломона и Сираха для благоразумного хождения по скользким путям жизни»; у «Екклезиаста... учиться презирать временную славу и тщету благ земных; у Иова - терпению и Богопокорности, у Давида - благоговению, умилению и смиренномудрию: но присным занятием и поучением да будут для тебя книги Нового Завета, а паче Евангелие». П. призывал ежедневно хотя бы «несколько минут» читать Свящ. Писание (Там же. С. 48, 51). Но вскоре взгляды П. на РБО изменились. 30 окт. 1823 г. он предлагал митр. Серафиму «его совсем закрыть под предлогом, что епархии снабжены книгами», т. к. «народ православный потерял доверие к сему обществу» (Владимирские ЕВ. 1878. № 7. С. 159).
Именным указом от 25 февр. 1850 г. П. был переведен в Воронеж; он принял это назначение как призвание свт. Митрофана Воронежского. Митрополит С.-Петербургский Никанор (Клементьевский) писал П. 7 марта 1850 г., что устроенное в Воронеже архиерейское помещение, а также климат и «имеющееся в викарном епископе готовое облегчение бремени епархиального управления, представят» ему «немаловажные удобства» (Орлов. 1882. С. 61). Из-за очередного сезонного обострения болезни и разлива рек П. просил Синод отложить отъезд; указ Синода последовал 15 апр. 1850 г. Пасху 1850 г., приходившуюся на 23 апр., П. встречал с владимирской паствой. Накануне отъезда П. ректор Владимирской ДС архим. Евфимий (Беликов; впосл. епископ Саратовский) преподнес ему от имени служителей и ученого сословия Владимирскую икону Божией Матери в серебряной позолоченной ризе.
9 мая П. покинул Владимир, 10 мая прибыл в Москву, остановился в Чудовом мон-ре в кельях митр. Филарета. Здесь П. посетили епископы Филофей (Успенский), Евгений (Сахаров-Платонов), свт. Иннокентий (Борисов) и др. Архиерей отслужил панихиду над прахом родителей в Донском мон-ре и 16 мая покинул Москву, 20-23 мая провел в Задонске, 24 мая прибыл в Воронеж. Его встречал викарный еп. Феогност (Лебедев). 28 мая П. служил 1-ю литургию в кафедральном Митрофановом воронежском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужском монастыре и произнес приветственное слово. В дальнейшем из-за болезни П. служил в воронежских храмах «не более пяти раз». 18 дек. 1850 г. в письме митр. Никанору (Клементьевскому) П. называл еп. Феогноста «надежным помощником», к-рый «может вполне заменить местного архиерея». На Воронежской кафедре проявилась забота и любовь П. «к ближним, особенно к сиротам и бедствующим»: за короткое время он собрал для бедных духовного звания ок. 50 тыс. р. серебром (Орлов. 1882. С. 75), из монастырских сумм выделил пособие для Воронежского ДУ при Митрофановой обители. Наиболее нуждающиеся ученики стали получать на содержание по 300 р. ежегодно и столько же единовременно на первоначальное обзаведение; до поступления в семинарию они именовались во всех списках «воспитанниками воронежского Митрофанова монастыря», при переводе в семинарию поступали на казенное содержание, а на их место в Воронежском ДУ избирались другие. При П. в обители был построен вместительный братский корпус.
5 мая 1851 г. ночью у П. случился апоплексический удар, наступил паралич языка, правой руки и ноги. 9 нояб. того же года припадок повторился, 10 нояб. П. был соборован. Вечером 4 авг. 1853 г. П. посетили новый викарный еп. Острожский Антоний (Павлинский) и настоятель Митрофанова мон-ря архим. Даниил, отметившие у архипастыря признаки холеры. Утром 5 авг. П. причастился и соборовался. 6 авг., после кончины П., еп. Антоний с духовенством Воронежа отслужил панихиду. 7 авг., в день открытия мощей свт. Митрофана, при собрании всего духовенства, военных и гражданских чинов и множества народа еп. Антоний отслужил панихиду и тело П. было перенесено из крестовой церкви в кафедральный Благовещенский собор. 8 авг. П. был погребен в усыпальнице на юж. стороне собора, рядом с усыпальницей свт. Антония (Смирницкого). По завещанию П., часть его богатой б-ки и 450 р. серебром переданы в Воронежскую семинарию (др. часть б-ки архиерей передал во Владимирскую ДС еще до переезда в Воронеж). П. также сделал различные денежные и иные пожертвования в Митрофанов мон-рь и Воронежское училище.
Награжден наперсным крестом, осыпанным бриллиантами (1816), бронзовым наперсным крестом 1812 г. (12 янв. 1818), орденами св. Анны 2-й (1818/19?), 1-й (4 сент. 1826) степени, св. кн. Владимира 2-й степени (1841), а также св. кн. Александра Невского (11 апр. 1848).
П. был известен как проповедник: за 50 лет произнес неск. сот слов и речей, которые были «наполнены душевного витийства» (Долгоруков. 1890. С. 257). В течение 1805 г. он публично преподавал по воскресным дням катихизическое учение. В 1810 и 1811 гг. П. было вменено в обязанность проповедовать при всех торжественных случаях. Современники утверждали, что «не знают случая, когда бы архипастырь безмолвствовал там, где только он присутствовал и где ему представлялся повод сказать проповедь или поучение». При жизни П. напечатано (преимущественно в Московской синодальной типографии) 11 слов за 1812-1850 гг. (по каталогу РНБ); нек-рые проповеди печатались в ж. «Маяк», в «Воскресном чтении», во «Владимирских губернских ведомостях». Все они и ранее не напечатанные (но сохранившиеся в архиве П.) были опубликованы в кн. «Высокопреосвященный Парфений, бывш. архиеп. Владимирский, впоследствии Воронежский», в которую вошли 57 слов и речей за 1806-1850 гг. Мн. проповеди П. в рукописных списках «ходили по рукам». Он «охотно давал автографы своих проповедей для чтения и списывания», большинство его речей были импровизацией, он «лучше говорил, чем писал; сильный голос, величественная и приятная наружность, жар одушевления, проникавший оратора и передававшийся слушателям,- все это обеспечивало за проповедником сильнейшее личное непосредственное влияние» (Орлов. Высокопреосв. Парфений. 1882. С. 85, 87).